Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Астраханской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

К 95-летию со дня образования контрольно-ревизионных органов Российской Федерации


К 95-летию со дня образования

контрольно-ревизионных органов

Российской Федерации

Создание и функционирование системы государственного финансового контроля исторически тесно связано с историей Министерства финансов Российской Федерации.

95-летие – это официальная дата, но фактически учреждения с функциями государственного контроля в стране появились значительно раньше.

Первые исторические сведения о таких учреждениях относятся ко второй половине XYII века.

Центральными правительственными учреждениями тогда являлись так называемые Приказы. В них сочетались исполнительные и судебные функции. Единого общегосударственного финансового Приказа не было. Финансовое хозяйство отличалось отсутствием твердых правил его ведения, поступления и расходования средств. Процветали самоуправство служащих, хищения государственных средств, начиная с мест их сбора.

В 1654 году царём Алексеем Михайловичем Романовым учреждается Счетный приказ или «Приказ счетных дел» для контроля над суммами, которые поступали в приход и расход «по разным государевым делам».

Непосредственным поводом учреждения Приказа послужила необходимость укрепления государственного финансового хозяйства, сильно пошатнувшегося во время войны с Польшей. Первым контрольным мероприятием нового учреждения стала проверка раздачи полкового жалования во время войны, где обнаружилось немало злоупотреблений. Важной работой Приказа была ревизия Большой казны за 50 лет.

Затем, в известной мере может быть признана контрольным учреждением Ближняя Канцелярия, учрежденная Петром Великим в 1699 году. В нее должна была доставляться «со всех приказов по вся недели ведомость, что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход держать, чтобы ему, Великому Государю, о тех делах известно было всегда».

В 1718 году возникла Ревизион-коллегия, позже переименованная в Ревизион-контору Сената. В 1775 году были образованы казенные палаты для производства ревизий счетов губернских учреждений. В 1779 году в качестве центрального учреждения контроля создается Экспедиция ревизии счетов. С момента создания в 1802 году системы исполнительной власти в виде министерств, вопросы контроля за образованием, движением и расходованием государственных средств приобрели особую значимость. Судьба государственного финансового контроля в России стала тесно связана с судьбой Министерства финансов.

Менялись правители, менялась и структура органов финансового контроля.

Манифестом от 28 января 1811 года было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов под управлением Государственного контролера.

Главное управление ревизии государственных счетов состояло из двух департаментов – ревизии счетов по гражданской части и ревизии счетов по военной части. В составе управления был создан Совет государственного контролера.

В 1836 году главное управление было преобразовано в Государственный контроль.

С этого момента и начинается история Государственного контроля, как отдельного, независимого и самостоятельного учреждения в системе других органов государственного управления.

Первым Государственным контролером являлся барон Балтазар Балтазарович Кампенгаузен. При нем был организован Совет государственного контроля. В последующем Государственный контролер и Совет государственного контроля сосредоточили свою деятельность на совершенствовании отчетности и основных положений реформы ревизионно-финансового управления, на улучшение способов и приемов контрольных проверок.

Кроме ревизионных обязанностей на Государственный контроль было возложено рассмотрение годовых отчетов Государственного, Дворянского и Крестьянского банков и сберегательных касс по сберегательной и страховой операциям, а также Управления по делам мелкого кредита и сообщение по ним заключения Государственному Совету.

По существу преобразование не изменило сложившуюся систему ревизии генеральных счетов. Вся подлинная первичная документация проверялась и ревизовалась на уровне до министерств. Последние сводили результаты ревизий в генеральные отчеты в целом по ведомству и представляли их в Государственный контроль.

Значительные события в совершенствовании финансовой системы и укреплении финансового контроля связаны с именем Государственного контролера Валериана Алексеевича Татаринова, который занял этот пост в 1863 году. Реформаторские замыслы инициативного чиновника нашли высокую поддержку, вплоть до императорской. Он был командирован за границу для изучения опыта государственного финансового контроля в ведущих зарубежных странах.

Татаринов В.А. обосновал устройство в государстве одной, независимой от исполнительной власти ревизионной инстанции. Ведомство государственного финансового контроля получило право наблюдать по документам движение государственных сумм, проверять и оценивать действия распорядителей и получателей средств. Контроль приобрел документальный и фактический характер, твердо установленную периодичность. К концу 1866 года во всех губерниях действовали контрольные палаты, которые ревизовали использование государственных средств.

В советский период российской истории произошло полное сосредоточение государственного финансового контроля в системе Народного комиссариата финансов, а позднее - Министерства финансов. Уже 5-го декабря 1917 года был создан Народный комиссариат государственного контроля, получивший право финансовых ревизий. Но постепенно ревизия стала компетенцией исключительно финансового ведомства, услугами специалистов которого пользовались органы партийного, государственного и народного контроля.

23 октября 1923 года постановлением Правительства СССР в составе Народного комиссариата финансов было создано Финансово - контрольное управление. С этой даты начинается отсчет деятельности Контрольно – ревизионного аппарата Министерства финансов Российской Федерации, создаются органы государственного контроля на местах.

Это было крупное подразделение, численность его работников через год достигла 3189 человек. Имелись местные органы и подразделения – управления финансового контроля в союзных республиках, контрольно-бухгалтерские управления губернских и областных финансовых отделов, специальные контрольные учреждения при управлениях транспорта и других крупных организациях.

В 1926 году Совнарком СССР заслушал доклад Наркомфина СССР о работе органов финансового контроля. В целом правительство признало ее работу удовлетворительной, однако было решено подготовить предложения о внесении изменений и уточнений в систему и методы финансового контроля, его упрощении, максимальном сокращении форм и размеров отчетности.

В 1927 году Совнаркомом СССР утверждено Положение о государственном финансовом контроле, которым были определены новые организационные формы контрольных учреждений. Теперь органы госфинконтроля находились не в составе финорганов, а при них; подчинялись в центре непосредственно наркому, а на местах – руководителю финоргана. Они получали собственную смету, расходование средств по которой должны были проверять органы рабоче-крестьянской инспекции. Этим же положением предписано вместо Финансово-контрольного управления образовать Главное управление государственного финансового контроля при НКФ СССР, подчиненное наркому финансов СССР.

В 1933 году для проведения обследований и ревизий в составе финансовых органов образованы финансово-бюджетные инспекции, которые просуществовали до 1937 года. В 1937 году было создано Контрольно-ревизионное управление Наркомфина СССР, положившее начало новой централизованной системе государственного финансового контроля. КРУ Наркомфина (позднее - Минфина) с его местными органами на десятилетия стало единственным независимым надведомственным органом государственного финансового контроля в стране.

Начальника КРУ утверждало правительство по представлению наркома финансов, которому он непосредственно подчинялся. Главные контролеры-ревизоры по союзным республикам назначались Наркомфином, подчинялись начальнику союзного КРУ, получали зарплату на уровне руководителей соответствующих финансовых органов. КРУ проводило ревизии и проверки независимо от контроля, осуществляемого местными финансовыми органами. Содержались КРУ и его местные органы за счет общесоюзного государственного бюджета.

Было установлено, что главным методом ревизии следует считать проверку документов, характеризующих состояние финансового хозяйства организации и деятельность руководителей, отвечающих за финансовую работу. Тогда же был введен порядок оформления результатов ревизии актом за подписью ревизора, руководителя и бухгалтера проверяемого предприятия.

После распада СССР КРУ осталось единственным государственным учреждением в России, обладающим опытом организации и проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, многолетней практикой обеспечения законности расходования и сохранности государственных средств.

Развитие рыночных отношений в России, появление частных предприятий, коммерческих банков и других хозяйствующих структур, присущих рынку, потребовало коренной реорганизации системы финансового контроля: разграничение объектов контроля по формам собственности и источникам финансирования; разграничение субъектов контроля: государственный, общественный, аудиторский, ведомственный и внешний; разграничение сфер действия федеральных и местных контролирующих органов.

Поэтому с 1990 года создаётся целая система органов госконтроля: это налоговая служба, Счетная палата Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, Контрольно-ревизионные и казначейские органы Министерства финансов Российской Федерации.

Указом Президента РСФСР от 9 ноября 1991 года № 189 «О неотложных организационных мерах по борьбе с преступностью в РСФСР» на контрольно-ревизионные органы Минфина России было возложено проведение ревизий и проверок по требованиям правоохранительных органов. Правительство Российской Федерации в этих целях увеличило штатную численность контрольно-ревизионных органов Минфина России на 3,5 тыс. человек, то есть почти на 70%.

Одним из наиболее весомых юридических документов, в котором решались проблемы госфинконтроля, стал Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Документ официально устанавливал полномочия КРУ.

В 1998 году произошла реорганизация контрольно-ревизионных органов новой России: в структуре Министерства финансов Российской Федерации создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. В августе того же года были созданы территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации, которые получили статус самостоятельного органа.

Контрольно – ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации Астраханской области создано в 1998 году на базе аппарата главного контролера – ревизора Минфина России по Астраханской области.

В 2004 году существовавшие департаменты Минфина России были выделены в самостоятельные федеральные службы. На территории Астраханской области было создано Территориальное управление Росфиннадзора в Астраханской области.

В связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы от Территориального управления Росфиннадзора в Астраханской области Управлению Федерального казначейства по Астраханской области.

Финансово-бюджетный контроль является одним из важнейших инструментов защиты экономических интересов государства и его граждан. Проводимые контрольные мероприятия и результаты их реализации в целом направлены на выявление, пресечение и профилактику правонарушений в финансово-бюджетной сфере, способствуют укреплению финансовой дисциплины, безопасности, надежности и прозрачности финансовой системы, обеспечивают сохранность бюджетных средств, что имеет важнейшее значение для устойчивого развития экономики, реализации социальных программ, повышения уровня жизни граждан Российской Федерации.

Скачать